Акт приема-передачи основных средств
Оформленный по общепринятым стандартам акт приема-передачи основных средств всегда должен присутствовать при выполнении таких операций:
- Продажа;
- Аренда;
- Обмен имуществом и т. п.
Такая накладная необходима для правильного принятия и отражения основных средств в соответствующей документации при бухгалтерском учете.
Документ необходим для сопровождения процедуры купли-продажи, обмена, безвозмездной передачи, аренды имущества или объектов недвижимости. На основании такой справки бывший обладатель может провести списание, а новый оформить прием материальных ценностей на баланс организации. Скачать такой документ можно без особых трудностей.
Для чего применяется
Акт приемки и передачи используется в процессе взаимодействия между отделами в организации или между двумя юридическими лицами с такой целью:
- Бланк применяется для введения имущества и других различных объектов в список основных средств, для правильного оформления и официального введения в эксплуатацию оборудования после проведения его монтажа или техники, не требующей установки при приобретении. Образец для заполнения необходим для оборудования, приобретенного по специально составленным соглашениям, для которых требуется накладная,
- Для заполнения используется соответствующий бланк при необходимости покупки за плату финансовыми резервами, разработки с целью применения строительных объектов, пристроек в строго установленном порядке, а также при выборе из перечня основных средств для передачи другому юридическому лицу. Исключение составляют ситуации, когда бланк-накладная должна быть оформлена в соответствии с нормами законодательства.
- Акт приема-передачи основных средств для внесения в список материального имущества какого-то юридического лица и вывода его из списка основных средств другой стороны должен оформляться общими справками:
- Образец для правильного заполнения в соответствии с формой ОС-1 для одной единицы имущества, не считая строительных объектов;
- Образец для правильного заполнения ОС-1а — для строительных объектов;
- Еще один образец для правильного заполнения ОС-2б для нескольких объектов.
- Акт, накладная и любой бланк для заполнения обязательно должны быть утверждены директорами получающего и сдающего юридических лиц. Минимальное количество составленных экземпляров документов, скачать которые можно из интернета, должно соответствовать числу принимающих и передающих сторон.
Каковы особенности оформления
Если рассматриваемое основное средство находилось на протяжении какого-то времени на учете продающей стороны, понадобится заполнить соответствующий акт приема-передачи совместно, используя бланк, отвечающий форме N ОС-1. Продающая сторона обязательно должна заполнить документ в двух экземплярах. При этом пустым остается второй раздел, в котором необходимо указывать сведения о самом передаваемом объекте, актуальные на день поступления на учет в бухгалтерию.
Второй раздел обязательно заполняется самим покупателем. При этом возникает необходимость заполнения еще одного акта. Дело в том, что для бухгалтерии требуется указание дня постановки на учет, инвентарный порядковый номер. Эти поля уже заполнены в акте, который оформлял продавец или поставщик.
Акт приема-передачи основных средств, правильный образец для заполнения которого упоминается в этой статье, должен содержать такую информацию:
- День, когда заполняется бланк и порядковый его номер;
- Полное название передаваемых материальных ценностей;
- Название предприятия-производителя;
- Место назначения ОС;
- Присвоенный номер, а также заводская маркировка ОС;
- Амортизационная группа, а также продолжительность полезного применения ОС;
- Данные о содержании драгметаллов или ценных камней;
- Другие качественные характеристики оформляемого ОС,
Такая накладная может считаться готовой только в том случае, если имеется составленное заключение специальной комиссии, ответственной за получение имущества.
Основные правила составления акта
Как было сказано ранее, форма № ОС-1 заполняется, если возникает надобность введения полученных материальных ценностей в списки основных средств и введения его в постоянное пользование. Такими справками не пользуются в случаях, когда нужно переоформить строительный объект.
По общепринятым нормам в процессе купли-продажи подобный акт оформляют только после того, как меняется правообладатель ОС. Подписанный обеими сторонами, участвующими в сделке, документ будет свидетельствовать о том, что поставщик обязан списать материальную ценность с баланса, а покупатель должен принять оформляемый объект на баланс.
Если юридическое лицо приобретает имущество у конкретного поставщика, предварительно ведущего его учет в качестве ОС, форма № ОС-1 обязательно заполняется обеими сторонами, участвующими в заключенной сделке. В такой ситуации каждый поставщик должен оформить два экземпляра, один из которых обязательно остается у него на руках и является основанием для списания реализованной товарной единицы в учете. Следует отметить, что раздел 2 в своем образце справки продавец не должен никак заполнять.
Второй образец должен быть обязательно передан стороне-покупателю. С учетом информации в такой справке будет отражаться поступление ОС. Раздел 2 документа обязательно оформляется бухгалтером организации-покупателя. Каждая справка отмечается подписью обеих сторон.
Нужно понимать, что бухгалтеру организации-покупателя нужно будет составить еще один документ, чтобы поставить к учету полученный объект. Каждая сторона при заключении сделки должна иметь свою специальную комиссию, отвечающую за процесс постановки и принятия материального имущества на учет.