Как составить претензию на невыполнение условий договора

Заключение договора накладывает на стороны определенные обязательства. При их невыполнении, второй участник соглашения вправе направить письменную претензию. Вручить документ, как правило, эффективнее, чем вести устные переговоры. Грамотно составленный бланк имеет юридическую силу. Образец претензии на невыполнение условий договора можно скачать по ссылке в конце статьи.

Форма письма-претензии

Отсутствует единая форма письма-претензии. Требования к содержанию устанавливаются в исключительных случаях (ст. 16.1 закона №40-ФЗ от 25 апреля 2002 года). При подготовке документа стоит руководствоваться общими рекомендациями.

Образец включает следующие пункты:

  1. Данные адресата.
  2. Данные составителя.
  3. Название документа.
  4. Реквизиты основного договора: номер, предмет, данные участников, условия.
  5. Обозначение конкретных нарушений условий договора и ссылки на подтверждающую документацию.
  6. Перечисление требований предъявителя письма.
  7. Последствия невыполнения заявленных требований.
  8. Срок направления ответа.
  9. Список приложенных документов, подтверждающих невыполнение обязательств.
  10. Дата.
  11. Подпись составителя.

Если сторонами договора являются физические лица, следует вписать их ФИО и место проживания. Для юридических лиц указывают полное наименование, должность и ФИО адресата. В случае с составителем в претензию на невыполнение условий договора достаточно вписать название организации.

Текст документа должен ясно указывать на то, что вызвало недовольство. В него следует включить сроки ответа и конкретные требования относительно выполнения условий договора.

Разновидности претензий и их особенности

Указание на невыполнение обязательств в рамках соглашения или их ненадлежащее осуществление оформляется в письменном виде. На практике до направления письма требования к контрагенту предъявляются устно. Но передача документа в письменном виде является необходимым этапом досудебного разрешения спора.

Виды претензий:

  • на невыполнение условий договора;
  • на некачественные товары или услуги;
  • о погашении задолженности;
  • о возврате уплаченных средств;
  • о несоблюдении сроков.

В случае с невыполнением условий нужно четко перечислить, какие действия не были осуществлены контрагентом. Кроме этого стоит указать на последствия нарушения обязательств и сроки исправления ситуации.

Когда речь идет о требовании вернуть деньги, в документ вносят дату заключения договора, приобретения товара/оказания услуги. Все суммы указывают цифрами и прописью. В тексте лучше ссылаться на положения закона «О защите прав потребителей».

Письмо-претензия о невыполнении условий договора поставки, по сути, является разновидностью претензии о нарушении условий, так как сроки поставки - непременная составляющая обязательств сторон. Здесь составитель ссылается на подписанное соглашение и требует доставить ему товар к определенной дате. Кроме того, закон позволяет ему запросить возврат денег, которые были переданы в качестве предоплаты за продукцию.

Памятка по оформлению

Письмо-претензия оформляется в соответствии с нормами для деловых бумаг. Допускается его написание от руки и представление в печатном виде. Главное условие - наличие подписи составителя в конце документа. Если письмо составляется от имени юридического лица, его заверяет руководитель. В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 года, ставить печать организации на бланке необязательно.

Важно! Претензия о невыполнении условий должна быть заверена подписью составителя.

Каждому участнику соглашения предоставляется собственный экземпляр бланка. Если можно доказать невыполнение условий или другое нарушение документально, бумаги стоит приложить. Их наименования с указанием количества страниц вносят в письмо. Помимо письменных свидетельств можно прикладывать фотографии или видеоролики.

Если автором выступает организация, бумагу составляет:

  • руководитель предприятия;
  • руководитель отдела, деятельность которого связана с данным договором;
  • юрист;
  • секретарь.

Чаще всего это поручается консультанту по юридическим вопросам или начальнику отдела. Сотрудник должен ориентироваться в нормах гражданского права и грамотно применять их при подготовке письма. Готовый бланк отмечается в журнале исходящей документации.

Способы и сроки отправки

Получатель материальных услуг по договору может направить письмо в течение гарантийного срока. Если он составляет менее 24 месяцев или не предусмотрен, срок выставления претензии длится 2 года. Этот порядок закреплен статьями 722, 724 ГК РФ.

Способы отправки:

  • электронный адрес;
  • почта;
  • факс.

Отправка письма в электронном виде или по факсимильной связи позволит сэкономить время. Почтового отправления придется ждать дольше, однако при заказе уведомления о вручении у отправителя будет на руках письменное подтверждение получения претензии.

Ответ на претензию

Когда письмо получено адресатом, он может удовлетворить запрос (полностью или частично) или отказать в удовлетворении.

В каком виде направляется ответ?

  • отдельного письма;
  • отметки руководителя на бланке претензии.

Ожидание ответа составляет минимум 30 дней. Если по истечении этого срока никаких писем не поступало, можно обращаться в суд с исковым заявлением.

Претензия на невыполнение условий договора включает ссылки на конкретные обязательства контрагента, которые он на себя взял. В документе указываются требования второй стороны и указания на последствия, к которым приведет дальнейшее неисполнение. Далее по ссылке можно скачать образец претензии.