Акт выездной налоговой проверки

В целях выявления злостных неплательщиков и проверки корректности уплаты налогов действующими юридическими лицами, инспекторы налоговой службы проводят квартальные, а также выездные проверки. В рамках этих процедур пересчитываются и сравниваются данные об уплате налогов с фактическим положением дел. Причём инспектор имеет право затребовать любую документацию, касающуюся деятельности компании. Он должен получить доступ к любым производственным площадям для возможности самостоятельного проведения инвентаризации материалов и оборудования, подлежащих налогообложению.

В результате этих действий устанавливается, насколько честно юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель вносили налоговые взносы. Подсчитываются точные объёмы недостач, если таковые имели место. Составляется справка о проведении инспекции, на основании которой в дальнейшем разрабатывается объёмный и подробный описательный документ акт выездной налоговой проверки. В случае несогласия сотрудников организации с вынесенным решением, может быть разработан ответный документ, в котором перечисляются абсолютно все возражения.

В какие сроки должен быть подготовлен акт

Датой отсчёта при определении срока разработки документа считается день подписания указанной выше справки. В случае если инспекторы проверяли работу одного юридического лица без дочерних компаний и филиалов, акт выездной проверки должен быть подготовлен в течение двух месяцев, не позднее. А в случае консолидированной группы лиц или группы компаний, срок увеличивается до трёх месяцев. При этом инспекторы обязаны довести до юридического/физического лица либо его представителя информацию о том, что документ составлен и получить соответствующее подтверждение в получении (расписку).

Также на готовом акте помимо росписей участвовавших в проверке сотрудников налоговой службы, должна стоять роспись главы предприятия либо заменяющего его лица. Отказ в выставлении этой росписи, допустим, если инспектор, по вашему мнению, допустил ошибку или исказил факты. В таком случае в документе выставляется пометка об отказе, а юридическое лицо/ИП имеет право на оформление возражения по акту выездной проверки.

Что собой представляет акт налоговой проверки

Готовый документ представляет собой подробный отчёт обо всём, что выявили в ходе проверки инспекторы: как о нарушениях в пользу юридического лица (неуплата), так и в пользу государства (переплаченные суммы налогов). В общем смысле, он должен являться хорошим источником данных по организации и корректности оформления её операций. Конечно, при условии, что все расчёты проведены верно и во внимание приняты все факты.

Акт выездной проверки имеет утверждённую законодательно форму (образец, не бланк) и состоит из трёх частей:

Вводная

  • Данные о самой проверке: дата, основание, участвующие лица и сотрудники;
  • Полная информация об организации, её участниках, деятельности, собственности и т. д.;
  • Перечень проведённых мероприятий и совершённых запросов (в другие госорганы);
  • Данные по клиентам и контрагентам (в том числе не существующим и ликвидированным лицам, которые по документам должны быть поставщиками/покупателями проверяемой организации);

Описательная

  • Нарушения в исчислении и уплате налогов по каждому временному субпериоду (месяцу);
  • Конкретные виды и причины нарушений каждому налогу, каждому контрагенту;
  • Конкретные наименования недействительных или составленных с ошибкой финансовых/бухгалтерских документов;
  • Объём денежных сумм нарушений по каждому вышеперечисленному пункту;

Итоговая

  • Предлагаемые штрафные санкции и пени в отношение проверяемой организации, по которым также должен иметься подробный расчёт.

Таким образом, можно точно определить степень правдивости указанных в акте данных (зная ситуацию изнутри), на основании чего должен быть составлен документ возражения.

Внимание! Важно понимать, что подобного вида заявление составляется на основании прав каждого юридического лица и не встречается в штыки, особенно если оно обоснованно и происходит в правильной форме. Налоговая служба в дальнейшем не будет, да и не имеет права проявлять к возразившей организации большее внимание и строгость. Поэтому защищайте свои права и денежные средства уверенно. Это ваше право.

Как составить возражение

Подготовить и отправить в госорганы прошение о пересмотре результатов проверки следует раньше того момента, когда к организации будут применены штрафные санкции. Документ возражения не составляется по какому-либо бланку, можно только взять за основу уже готовый образец и грамотно описать по нему противоречия между информацией, изложенной в акте и действительностью. Также в него могут быть включены описания фактов нарушения инспектором правил проверки.

Общая форма возражения выглядит следующим образом:

  • Стандартная шапка, единая для всех заявлений (кому, от кого);
  • Заголовок с указанием номера акта налоговой проверки и его даты;
  • Введение с описанием вас как заявителя, причин заявления (ошибки данных) и информации о проверяющих;
  • Конкретное описание ошибок, допущенных при составлении акта, имеющиеся доказательства, указания на несоблюдение норм самими инспекторами (например, отказ в рассмотрении каких-либо документов);
  • Последнее предложение: просьба о частичной отмене (в случае частичного несогласия) либо о полной отмене акта проверки (в случае абсолютного несогласия со всеми пунктами документа);
  • Дата, подпись заявителя.

Возражения должны быть рассмотрены, после чего вам будет доставлено решение по отмене либо утверждении акта. Составляется такой документ вместе с бухгалтером, за основу берётся (в нём же вы найдёте бланк шапки и заголовка). В таком случае у вас будет гораздо больше шансов смягчить либо вовсе отменить наказание.