Акт выполненных работ по договору подряда
Акт выполненных работ (сдачи-приемки) является важным первичным бухгалтерским документом. Для каждой стороны он имеет свое значение:
- для заказчика — основание для включения в список расходов средств на оплату по договору подряда и расчета НДС;
- для исполнителя — основание для вознаграждения за работу.
Акт подписывают после осмотра заказчиком работы и удовлетворения ее качеством. Отсутствует единая форма документа. Акт формируется индивидуально.
Внимание! Акт, который составлен с ошибками, влечет за собой штрафы, непринятие документа в суде.
Инструкция по составлению документа
Обязательные пункты:
- название документа с регистрационным номером;
- дата составления акта (день фактической приемки заказа);
- наименование сторон;
- суть хозяйственного факта;
- наименование лиц, ставящих подписи;
- размер оплаты;
- подписи, а также печати.
Особенные формы акта
До некоторого времени в договорах подряда на работы в сфере промышленного, жилого, социального строительства использовали форму КС-2. На ее основании формировалась справка о стоимости заказа КС-3. С 1 января 2013 года обязательность единого образца этого документа была отменена. Сейчас форма КС-2 считается факультативной.
В КС-2 отдельно указывается заказчик, подрядчик и инвестор, место проведения работ (стройка, объект). В таблице-списке выполненного каждый пункт содержит спецификацию. Помимо этого, указываются срок исполнения заказа, код деятельности ОКВЭД.
Акт приемки составляют и подписывают несколько сторон, если:
- генеральный подрядчик передает часть своих обязанностей на аутсорсинг другому исполнителю;
- заказчик и плательщик — разные лица (здесь добавляется сторона «инвестор»);
- несколько заказчиков.
Процедура подписания акта
ГК РФ ст. 753 определяет условия, при которых акт считается правильно оформленным.
После выполнения работ подрядчик должен уведомить об этом заказчика и пригласить его на приемку. Этот день является датой составления и подписания документа.
Если заказчик недоволен исполнением подрядчиком своих обязательств, он может не ставить свою подпись, отразив требования в отдельном документе. В этом случае в акте ставится отметка о мотивированном отказе.
Если одна из сторон не подписывает акт и при этом не объясняет свой отказ, то вторая сторона может поставить подпись и отметку о том, что документ составлен и заверен в одностороннем порядке.
Подробнее о том, когда заказчик вправе не подписывать акт
- если результат не соответствует договору подряда по качеству, объему, стоимости;
- если обязательства исполнены лишь частично, но договор подряда не предусматривает приемку и подписание промежуточных актов выполненных работ;
- если подрядчик не пригласил заказчика на приемку либо не создал условия для ее реального проведения и т. п.
Стоит составить отдельную бумагу с описанием дефектов, а в АВР указать мотивированный отказ.
О принципе формирования акта смотрите в следующем видео: